amfedorov (amfedorov) wrote,
amfedorov
amfedorov

Государственная Итоговая Аттестация КОГО?

Разница в подходах к дошкольному, школьному специальному образованию, конечно же, должна присутствовать. Это знают и специалисты от образования и простые граждане, которые в своей жизни на своей шкуре прочувствовали методы воспитания в садике, школе, пту, вузах и т.п.

Но разве эти все тонкости учтешь? Чтобы планировать всю эту образовательную деятельность, надо же быть грамотным во всех этих специфических образовательных вопросах. А вопросами этими предложено заниматься чиновниками-оптимизаторам.
Вот они и оптимизируют, унифицируют, минимизируют... И становиться не понятно - это чиновник для образования или образование для чиновника?

А еще же надо, не дай бог, не "вляпаться" в пережитки прошлого. В то, что в Советском союзе (да и во всем мире) считалось высококлассным, а теперь огульно безосновательно критикуется.
И ничего больше не остается бедолаге-чиновнику-оптимизатору, как направить свой взор на "светоч" всего перспективного и прогрессивного - т.е. на Запад.

Вот и появляются всякие ЕГЭ, ГИА, новые образовательные стандарты, в которых стандартными являются лишь циферки учебных часов (которые теперь по-модному называются "кредиты").

Но это все формы. К ним, возможно, и претензий бы не было. А вот к содержанию, получается, претензий более чем достаточно.

Форма поглотила содержание.
И многим до этого нет, к сожалению, никакого дела.




Оригинал взят у yurykornew в Государственная Итоговая Аттестация КОГО?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Марина Савчук (Санкт-Петербург)

В минувшем учебном году я, учитель русской словесности, ныне не работающий в школе, но занимающийся репетиторством,
откликнулась на просьбы девятиклассников, обратившихся ко мне за помощью. А по окончании учебного года поняла, что надо детально изложить общественности и особенно родителям, что же такое это зловещее ГИА.

Напомню всем интересующимся, что экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из 3-х частей: сжатого изложения, тестовых заданий и сочинения на лингвистическую тему.
По порядку изложу своё видение экзамена, предложенного специалистами ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).
Варианты экзаменационных заданий были размещены на сайте http://fipi.ru в виде Открытого Банка заданий. Рассмотрим их содержание.

Первое. Сжатое изложение.
Оно должно показать, что экзаменуемый может на слух воспринять текст, понять его и письменно сжато пересказать. Идея такого испытания тоже не нова и проверена временем. Справедливости ради замечу, что совершенно уместными в ряду предлагаемых для экзамена кажутся тексты о маме, о дружбе, о предательстве, о выборе жизненного пути и т.п. - тексты, затрагивающие важные для данного возраста вопросы. Однако немалая часть предложенного на сайте ФИПИ выглядит в этом ряду как минимум странно. Например, такой текст по Ю.М.Нагибину: «Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это ослабление тоже следствие семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая свою вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой».
Даже непрофессионалу в области обучения понятно, что предлагаемый для сжатого изложения текст первым делом должен быть воспринят, то есть понят. И разработчики от ФИПИ, конечно, должны знать особенности и возможности возрастного восприятия девятиклассников. Однако они этого явно не знают, свидетельством чему – вышеприведённый текст, который, бесспорно, было бы уместным адресовать родителям, но не детям. К сожалению, подобных текстов на сайте ФИПИ – процентов 30 от предложенного количества. На занятиях нам с учениками приходилось тратить немало сил, чтобы прояснить для них, учеников, содержание, общий смысл того, что им трудно понять в данный момент жизни, поскольку темы этих текстов пока ещё не близки им по возрастным причинам. Мне всегда интересно разговаривать с моими учениками, но в данном случае несказанно жаль времени, которое мы могли бы потратить с гораздо большей пользой на темы, значимые для ребят именно сейчас (таких тем, к сведению ФИПИ, огромное количество).

Второе. Тестовые задания.
В 9-м классе изучение предмета «Русский язык» завершается (в 10 и 11 классе этот курс только повторяют и закрепляют). Данное обстоятельство – главный повод для экзамена, и проверка знаний должна быть серьёзной, основательной. Что на деле?
Оставим сейчас вопрос, насколько удачна для такой проверки тестовая система, но обратим внимание на то, что же выбрано для экзамена из курса грамматики.
Из знаний по орфографии проверяется минимум (только правописание безударных гласных в корне слова, правописание приставок, а также Н и НН в суффиксах разных частей речи). Пропущены большие и важные орфографические темы, например, «Гласные О-Ё после шипящих под ударением», «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи», «Дефисное написание разных частей речи», «Проверка падежных окончаний существительных/числительных» и т.д.
Оправданно ли вместо орфографии проверять, как овладели малочитающие школьники терминологией художественных тропов (метафора, эпитет, олицетворение, гипербола и проч.) или выяснять, как учащиеся усвоили ту часть фонетики, что практически не будет иметь значения для их грамотности? Понимают ли разработчики ГИА, какова основная, главная цель школьного курса по предмету «Русский язык»? Вопрос, по-моему, риторический.

Третье. Сочинение на лингвистическую тему.
Дорогой читатель, попробуйте представить себя современным девятиклассником, которому надо написать экзаменационное сочинение-рассуждение на одну из следующих тем.
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
«Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».
«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
«Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».
«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».
«Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».
Вчитались? Это всё – цитаты из авторитетных языковедов и писателей. Это истинные утверждения. Девятиклассникам надо только а) понять их, б) суметь объяснить их смысл своими словами, в) подтвердить примерами из попутно предлагаемых текстов и г) сделать немудрящий вывод, написав всего лишь «не менее 70 слов». Но почему взяты именно эти темы? И почему они сформулированы высказываниями, язык которых чрезвычайно сложен для восприятия школьников? По рассказам своих учеников знаю, что некоторые их одноклассники на экзамене даже не пытались написать сочинение, так как не смогли понять смысла предложенной темы. Что же помешало разработчикам экзамена сформулировать темы проще, чтобы экзаменуемым сразу было понятно, «в какую сторону думать»?
Я, кажется, знаю ответ. Все приведённые темы очень похожи на темы рефератов и курсовых студентов-филологов. Думаю, они взяты из той программы – из программы высшей школы – и перенесены в школу среднюю. Понимаете, к чему клоню?

Составлением и отбором всех заданий для ГИА по русскому языку занимались люди высшей школы, неграмотные в вопросах школьного образования. Для меня это очевидный факт. Возможно, мне, вольному репетитору, говорить об этом проще, чем зависимым от школьной системы коллегам. Но говорить, кричать надо всем. Доводить до фикции экзамен по родному языку – это создавать угрозу нашей национальной безопасности. Разве не так?

И уж совсем последнее, в качестве постскриптума. Мелочь, но досадно. Все 3 части заданий по русскому языку ГИА и ЕГЭ нумеруются латинскими буквами «А», «В», «С». Почему не русскими?

PQh4XNpIbmo


Источник: http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_924


Tags: ГИА, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments